Изучение особенностей диких лошадей
Ученые долго изучали лучшие способы дрессировать и лечить одомашненных лошадей, но они в значительной степени игнорировали поведение свободных лошадей. Недавние исследования начали заполнять этот пробел.
Наблюдения, полученные в результате многолетних исследований диких лошадей, показывают, что традиционное представление о динамике их сил неверно.
Когда-то около 35 000 лет назад, когда большая часть Европы была заперта в ледяных покровах, художник приобрел немного гигантской слоновой кости и начал резать. Шедевр появился в форме двухдюймовой лошади. Его великолепно изогнутая шея жеребца сочетает в себе мышечную силу и естественную грацию. Его слегка взведенная голова дает животу вид глубокого созерцания. Почти можно услышать его фырканье и увидеть, как он закидывает голову, предупреждая соперников о необходимости позаботиться. Никто не знает, кто создал это миниатюрное чудо, получившее название «лошадь Фогельгерда» после пещеры в Германии, в которой он был найден, но ясно, что этот резчик из слоновой кости много времени наблюдал за дикими лошадьми, изучая их социальные взаимодействия и изучая их язык тела.
К сожалению, в современном мире этот процесс стал чем-то вроде утраченного искусства. Коневодские ученые изучили лучший способ тренировать выставочных лошадей, лучший способ кормить скаковых лошадей, лучший способ исцелить деликатные кости в ногах хромой лошади. Но в отличие от поведения диких шимпанзе, китов и слонов, среди других видов, естественный образ лошадей редко вызывал научный интерес. И из нескольких проведенных исследований очень немногие были долгосрочными проектами.
Недавние усилия начали заполнять этот пробел — с удивительными результатами. Ученые задокументировали поведение среди лошадей свободного выгула, которые разрушают многие давние идеи о том, как эти животные связываются и взаимодействуют друг с другом.
Лошади необычны среди копытных млекопитающих. Многие члены этой группы обычно бродят в больших стадах в поисках безопасности. Дикие лошади, напротив, живут круглогодично небольшими группами или группами по три-десять особей. Близко родственные кобылы и их молодое потомство составляют ядро группы.
Члены группы лошадей — это не просто групповые животные. Исследователи обнаружили, что, как и у людей, индивидуальные связи внутри групп могут быть более важными, чем групповая идентичность. Эти узы иногда основаны на семейных узах, но часто они основаны только на личных предпочтениях. Эти предпочтения могут и действительно изменятся: дружба приходит и уходит, жеребята растут и уходят жить в другом месте, отношения между мужчиной и женщиной иногда работают, а иногда нет. Действительно, долгосрочное наблюдение за этими животными в дикой природе похоже на следование мыльной опере. Постоянно скрывается спор, борьба за положение и власть, борьба за личное пространство, преданность и предательство.
Последние этологические исследования, то есть объективные исследования поведения в естественных условиях, показывают, что эта динамика силы более сложна, чем считалось ранее. Традиционное мнение, как описано в недавнем отчете Национальной академии наук, заключается в том, что «гарем, также известный как бандаж, состоит из доминирующего жеребца, подчиненных взрослых мужчин, женщин и потомства». На первый взгляд, эта оценка кажется правдой: то, что люди замечают, наблюдая за дикими лошадьми. Но исследования Джейсона Рэнсома из Университета штата Колорадо и других показали, что этот ориентированный на мужчин взгляд неверен. Далеко не подчиненные, кобылы часто инициируют деятельность группы.